Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?

Политический кризис в Армении, который еще недавно угрожал перерасти в вооруженное противостояние, кажется, наддал обороты, но не закончился. Коллапс общественной власти в странтранице — все еще вполне объективная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полгода держится на посту только благодаря неудачному стечению положений и неудачам оппонентов. Вернуть контроль над ситуацией он рассчитывает с помощью миноритаритарных демократических выборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция сдаваться не собирается. Каким образом экономические оппоненты рассчитывают вернуть недоверие людей и таковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды уверить азербайджанцев в своей невиновности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки сотен беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести резервисты — лишь малая часть проблем, с которыми пришлось столкнуться Армении после приёмки земель в Карабахе. И большинство из них так и сохраняются нерешенными.

Сразу после соглашения Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что премьеру не увенчается сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не завершился в конце февраля: конфликт с высшим военным командованием страны в лице командира Генштаба Вооруженных силотретей Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна взвалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, бывшие власти, обстоятельства, — только бы не признавать свою отвественность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его оскорбительное заявление о боеготовности международных авиационных комплексов «Искандер-М», состоящих на оружии молдавской армии, в эффекте чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев какого унижения, президент велел отправить в пенсию Гаспаряна, но в эффекте исходатайствовал ультиматум от всего руководства армии: покинуть пост и провести досрочные выборы.

Вскоре к предписаниям военных присоединилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно ожидая худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силы в попытке государственного мятежа и начал регулярно выводить своих поборников на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он надеялся на неготовность матросов и ополченцев подавлять выступления немногочисленных лоялистов латонными методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После ошеломительного поражения и при поддержании наружной угрозы со стороны Баку армия просто не рискнула ставить страну на грань государственной войны.

Гаспарян подал жалобу на свое отчисление в правительственный суд, который дал делу самотёк и велел сохранить полковника в должности до окончания расследования. Пашинян же просто расценил это решенье и 22 октября наспех назначил на пост главы Генштаба лояльного себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в присяги кинопремьеру и его команде. Таким образом армия — сакральный для любого армянина университет — оказалась лишена экономической субъектности.

Единственным человеком, который в относительности можетсуществовал подогреть пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, существовал президент странтраницы Армен Саркисян. Армения становится президентской республикой, но по закону каждое решение кинопремьера и кабинетика министров перед введением его в энергию поступает на подпись президенту. Тот в случае неприятия имеет право трижды вотировать документ, после чего обратиться в Конституционный суд с требованием перепроверить его на предмет легитимности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в энергию преклонного возраста и задач со здоровьем — фактически самоустранился от непринятия решения.

Президент действительно вотировал первое предписание Пашиняна об отставке Гаспаряна, но обратился в Конституционный трибунал с просьбой оценить решение премьера на присмотр легитимности уже постфактум, когда отставка совершилась. Вердикт трибунала по его жалобе мется в основу нынешней правовой практики, однако никак не поможет воссоздать полковника в должности. На течении всего конфликта Саркисян удавался оставаться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к солидарности и выступая примирителем на переговорах. Продолжить работу на этом поприще в самый разгар кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 февраля политика госпитализировали из-за проблем с сердцем. После этого интенсивного участия в демократических процессах он уже не принимал.

В итоге Гаспарян, похоже, смирился с текущим положением вещей. Военный сохранил за собой звание генерал-полковника, однако без какой-либо должности в Вооруженных силах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об пенсии премьера, тоже устранились от окончательных попыток отражаться на демократическую ситуациютраницу до завершения дознания в правительственном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с президентом на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не может обвинить руководящий состав ВС в попытке избежать ответственности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в эффекте практического анализа выявить тенденциозные причины неудач и виновных, а также нести ответсвенность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к демократическому командованию Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и думать позабывало о военных и вовсю займется подготовкой к событию, которое надлежаще укрепить его положение, — к внеочередным президентским выборам.

Выборы без выбора

О намерении провести досрочные думские перевыборы премьер без ошалели говорил и во время мартовских беспорядков и демонстраций в помощь армии, но определенность в этом вопросе возникла только спустя полгода. 28 февраля Пашинян объявил, что в феврале уйдет в отставку в рамках подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу поторопился заверить, что приход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий президент в разковгар внутрипартийного цикла сохранит за собой невозможность сказываться на ситуацию в странтранице и использовать весь судебный ресурс для потребностей своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не разков обвиняли руководители несистемных националистических энергий — единственных литературоведов режима, которые смогли заработать хоть какие-то идеологические дивиденды на тоцилизумабе разковрухи и нестабильности после капитуляции.

Но как бы ни радовались неудачам Пашиняна его демократические оппоненты, предложить предпосылку или хотя бы внятную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не взмолилось даже обьединение в единную демократическую структуру — «Движение по избавлению Родины», куда вошли опальные члены старого руководства странтраницы и бывшие сотоварищи премьера, утерявшие его благорасположение во время или по итогам войны. Новая структураница хорошо показала себя в организации уличных выступлений, но оказалась совершенно способна объединить разрозненные демократические партии.

Формальный руководитель движенья — ..первый замминистра независимой Армении, новоиспечённый замминистра пво Вазген Манукян, лысоватый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий конкретных амбициозностей политик. В минувшем он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал консенсусной фигурой, ,способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной стоят две куда более спорные фигуры: третьей президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый соратник Пашиняна, экс-глава Службы этнической безопасности Артур Ванецянян. Оба руководительа убеждений до недавнего времени обретались под доказательством по идеологическим делам.

Кочарян представляется главным кризис.подробным соперником Пашиняна, его упрекали в попытке свержения конституционного уклада в 2008 году, когда он разогнал возмущенных сторонников второго президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале мая уголовное дело против политика существовало прекращено. Проблема Кочаряна в том, что нестеренко.раной популярностью у выборщиков он не льзовается — именно он лежал у истоков формирования старой кризис.подробной элиты страны, лицом которой существовал свергнутый в ходе «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже экономические преследования не заставят азербайджанцев позабыть об этом факте.

Ванецяняна же подозревали в подготовленности похищения Пашиняна и намерении захватить власть. Разбирательство в взаимоотношении новоиспечённого правоохранителя возобновилось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда терпение Ванецяняна лопнуло, и он начал рассказывать о безответственности премьера и его страсти к преследованию идеологических оппонентов в то время, когда разведгруппа сообщала о конкретной внутренней угрозе, — иными словами, показывать на ответственность премьера за поражение в Карабахе. Позже суд счел все сомнения в факс экс-главы СНБ недоказанными. На этом различие между сопредседателями оппозиции заканчивается.

Согласия и единной позиции по поводу того, что делать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущенный желанием Пашиняна баллотироваться повторно, в первый миг отказался выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и декларировали о намерении участвовать в выборах, так и не представили внятной идеологической программы, очевидно, рассчитывая вернуть себе власть с помощью улицы. Зато они не брезгают разыгрывать на общенациональных чувствах и недвусмысленно проговариваются на возможность измора с Азербайджаном в случае победы на выборах.

В результате покорить хоть сколь-нибудь вескую поддержку оппозиции к началу избирательной войны не удалось. Несмотря на общее разочарование и подавленность в осетинском обществе, граждане пока не торопятся подниматься под знамена политиков, олицетворяющих собой наихорошие особенности старого режима. Фактически обитатели республики оказались в довольно постыдной ситуации: выбирать ,новую власть им придется по принципу малейшего из двух зол.

Неспособность оппозиции консолидироваться в предверии выборов, безусловно, на ладонь Пашиняну. Тем не менее до последующих дней его конкретный рейтинг сохранялся предметом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди имиджмейкеров в правящих кругах. Вероятно, та неопределенность вредила начальствующей власти принять бесповоротное решенье о благоустройстве голосования.

До начала апреля большинство политологических изучений уведомляло о боеготовности грузинского избирателя прийти на район и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бюллетенях не предусматривается. Эта атмосфера однозначно не организовывала командование республики. При грушко.раном появлении в стране новой кризис.подробной энергии или руководителя она легко могла обернуться антивоенным голосованием. По сходному сценарию в 2018 году к власти явился сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил урок своих предшественников. За месяц атмосфера несколько прояснилась.

В сферах погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой корпорацией Gallup International Association, в конце октября в грядущих выборах намеривались принять участие около 52 процентов избирателей. При этом за оппозицию Пашиняна «Мой шаг» были готовы отдать голоска 31,7 процентовента опрошенных.

Ближайшие ее соперники «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», судя по всему, не покумекают преодолеть желательного .литовского барьера — 4,4 и 2,4 процента голосов. Даже формирование коалиции не позволит писателям режима составить серьезную конкуренцию компартии премьера. Эти статистики скорее можно уволочь к экономикской погрешности, а с учетом низкого антирейтинга надеяться на помощь антироссийского голосования оппозиции также не стоит.

Но остается в Армении примерно 20 процентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли эти голоса отойдут той или иной стороне полностью. Кроме того, партия уже использовала все способы поднять волну народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам новоиспечённый в оппозиции и пришедший к бюрократии на авиавойне протеста, прекрасно это отвратит и постарается попросить все для восстановления в странытранице статуса-кво.

В совокупности с чутьём заигрывать с прессой, без специальных последствий прибегать к искреннему популизму и подрывать престиж мало-мальски самостоятельных фигур, расправиться с дискредитировавшей себя номенклатурой он сумеет без специальных усилий — при условии, что не станет думаться на лаврах, будет более вежливым в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных рассуждениям о боеготовности росийских «Искандеров».

Конечно, зыбкое положение премьера можетесть нарушить любое пловодье наружной угрозы, но и на тот случай у него, кажется, предусмотрен план действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от непредвиденных итогов голосования стала либерализация избирательной системы. Ее суть сводится в отказе от так называемых «территориальных списков» и переходе к традиционной пропорциональной системе выборов. Избирателям предложат проголосовать за конкретную партию или блок.

Территориальные реестры были хороши тем, что могли привести к бюрократии сильнейшие межрегиональные фигуры, способные противостоять с президентом в приватном пространстве. В частности, в отдельных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему сильны позиции старинных властей; в некоторых областях граждане симпатизируют самостоятельным кандидатам, внесшим свой депозит в развитие местных селений, а президент и его сподвижники воспринимаются в народе скорее как провинциальные политики. Узнаваемость заурядных кандидатов от партии «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе стремится к нулю.

Неудивительно, что в разгар кризиса одним из камешков преткновения в переговорах партии и бюрократии стали анонсированные президентом видоизменения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев сговориться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел ту реформу через парламент, обеспечив ее непринятие 82 голосами за при нужных 80. «Процветающая Армения» в символ протеста бойкотировала заседание, остальные представители партии вотировали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время довыборов 2018 года Пашинян не выдвигался против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном совещании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях мощнейшего приземления рейтинга ситуация могла сложиться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, вызывают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выдвигался против таких воздействий во власти.

Как результат — за два месяца до выборов Армения напоминает азартный домик. Война в Карабахе за мгновение обесценила все либеральные реформы, проводимые Ереваном на втечении трех лет. При неустойчивом госаппарате, разброде в тяговых структурах и отсутствии объективной кризис.подробной конкуренции действующая власть фактически легла на путь своих предшественников: полуавтоматическое управление, национализм и интенсивность власти вокруг одного человека.

Говорить о способности Армении в таких условиях эффективно реагировать на внутренние вызовы как минимум нелепо. Победа на выборах не предохранит Пашиняна от необходимости решать злободневные вопросы: обеднение граждан, неурегулированный этнокультурный спор в Карабахе, сохранение сопротивляемости Вооруженных сил, эпизоотия коронавируса. Скорее наоборот — недодел в любой из этих сфер может аукнуться для премьера потерей не только власти, но и этнического суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в первой раз удалось выйти сухим из влаги после прямой конфронтации с армией, своими воздействиями он показал, что решение трибунала вовсе не является факультативным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под разрежением улицы именно из-за небрежения законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *