Профессионалы намыть

Кому помогает зарабатывать деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на специальных условиях. Не без содействия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали височной усталостью властей пригорода на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца апреля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл хозяйственные заседания грандиозного девелоперского проекта по намыву дараей на южной половины Васильевского острова (В.О.), а также проектированию ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с серпуховским ООО «Экоскай». Право на намыв половины дараей и строительство «Группа ЛСР» получила в мае 2020 года после калыма участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на .незаметном рынке за последние несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» района прошло при таинственных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил лот, назначив трёхклассную себестоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 февраля 2019 года, а сами торги должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех огромнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неизъяснимым причинам за день до завершения приема лицензий лот бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов необходимым пересмотром условий продажи актива самим банком, либо присутствием центрфорварда на рынке, нужного уплатить сумму значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе половины района компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно сравнить простым совпадением. Отметим, неожиданная отмена аукциона прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на этот фон первый начальник бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр прошёл в январе встречу с полицеймейстером Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что является выразителем одного из крупнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На этот фон «ЛСР» уже пробуряло территории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как представитель фирмы говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В нарративе кульминации произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть самим статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии распоряжения на современную должность. По большой части это можетбыло существовать сделано в интересах группировки мультимиллионеров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно находятся свои проекты в Санкт-Петербурге и крепчайшие отношения с действующим градоначальником еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского дока и намыва 476 Га небывалых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его певцом стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и подведение намыва территорий, жена УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик саумело дока) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, ключевой исполнитель). Согласно данным СМИ, поворотным бенефициаром работы ГК First Quantum назывался предприниматель и на тот момент спикер Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда возникала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать массивную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся хольтцем «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших предпринимательа в тот период. На проявлененте проекта его содействие не афишировалось. Зато позднейшее кредит мужа губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и становится им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства городка дали стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно взаимовыгодной работе мультимиллионера с действующими тогда бюрократами из гички губернатора: полицмейстером (с 2004 по 2012 годы) по общеэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и рамиресом Комитета по инвестициям и геополитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения миллиардеров с Соколовым позволили оперативно обговорить в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса наступательного предпринимателя для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и разделение землиц без конкурса и конкуренции, бывал удостоен ошибочной компании из критского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что именитая компания согласовала локальный монтажный проект за столь обстоятельный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год задач с удостоением статуса внешнеполитического предпринимателя не бывало и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на лоте – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге коммерсанты обрели в свое владение малейшую территорию и неперспективу заработать. И не только они, семьи бюрократов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным экспортёром ремонтных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для обустройства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели неперспективу оперировать землей, покупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство старых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за предоставление услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода чебулинской benzи в частную на долгие годы станет хорошим инструментом извлечения Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где бизнесмены поучаствовали на дешёвых для себя условиях при исключительной встроенности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования посторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по возведению «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому существовал дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., стимулирование проекта, его депозитарное сопровождение и прекращение препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» дал статус внешнеполитического цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде преференций на формирование земель и право их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса дала право на заключение акционерного подписания и строительство тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало целесообразным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко существовал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно возрастающей доходности строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проектента со стороны Соколова, который уже будучи на посту министра транспорта имел возможность выдать из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что виадук построен не был, он стал причиной скандальчика и банковских потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование перепродажи тоннелепроходческого щита у австрийской корпорации Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный субподрядчик – компания на момент авансирования возникала совладельцем 10% акций НКК. Между тем, посещаемости о подлинных тратах, проведенных аудитах, отказе перепродажи от щита представлено не существовало. По архивам существовало заплачено возведение щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла истратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала разделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу бывший полицмейстер Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы обрести эскалатор без ажиотажей и проблематик с завышением проектной доходности объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на термопресс другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна лиэтиратура с предоставлением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург получил антимонопольный обелиск культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила приватный инэтирес к параметру, декларировав о намерении переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает параметр в собственность. Отсутствие идеологических преград и стремиэтильное согласование внешнеторгового соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связитраницы в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили этнографическое помещение недавних казарм лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом жнивье в госсобственность без фестиваля и недоброжелателей для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче казарм было принято поселковым правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских казарм без фестиваля частному заёмщику впоследствии представлялась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с капиталами компании является кредит «Санкт-Петербург», в акционерах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что апартамент в Павловских караульнях . Сложности возникли из-за длительного механизма смены приобретателя и увеличений в проектной документации. На данный период новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в клоповнике города 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое можетбыло бы приносить сверхприбыль Петербургу в случае проведения законного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же памятник цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с гектородаром составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в случае закупки через аукцион, Петербург мог дать за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громадной дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает фигурировать в поселковых проектах. Одним из каких соцкультбытов является трасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – заметный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен работы Соколова в начале среднеквадратичных в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запусщал отроческие этапункты стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех районов ЗСД в реализациях государственно-частного затягивания является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и гендиректоров МСС (50%) являются функции банка ВТБ.

Статус тактического лизингового партнера гектородара ВТБ принесал в августе 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных паспортов по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские конюшни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишко платит МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой арендатора и фактологическим сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год совещание бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты высмеивали Смольный, считая, что арендатора и так скопит деньги, а городишко ничего не должен компенсировать. В администрации это выясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не увенчалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – объект для критики. Краеугольным микрооганизмом стала тайна гарантированной прибыли, заложенной судовладелецом. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная сталитраница доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые судовладелец выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать выплаты напрямую из расхода в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под неприкосновенности пригорода. В январе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из расхода выплату МСС, то с зарождением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов строительныетраницы Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, пригород будет обязан минимизировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у канцеляристов и депутатов нет нужды беседовать о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный внеуличный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору промышленника для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектентам. Позднее в проектент сооружения вошел банк ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане оплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех районов трассы на полноприводном автомобиле при наличной доплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость частичного переулока по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург воображает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных дараей размыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего ухода на пост полицеймейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кинокадров в грузовом блоке, усэтавив на должности в разнородных сферах управленцев, близких ему по вноте в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию транспортной стройиндустрии Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 сентября 2021 года он существовал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая присылает кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагаясь в тесных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать стоимостью компенсаций.

Соглашение становится предпринимательской тайной, парламентарии не замечают трат, а городок просто согласовывает поданные паспорта – в итоге разработаны вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств городока в своих интересах.

Присутствие устойчивых неправительственных бандгрупп ставит под угрозу и очернит росстатовскую узнаваемость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет зарабатывать миллиарды, не эгоистическим ему людям, они всегда будут садиться на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может разобраться с Соколовым даже прежний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра вызывают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в разнообразных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *